• Русский
  • латышский

Как бойцы спецотряда брали SPK

В пятницу, 28 мая, инспектор полиции Виталий Градковский устроил, как в народе говорят, «маски-шоу» на предприятии самоуправления Sadzīves pakalpojumu kombināts. Кого же собрался брать «спецназ»? Что из ряда вон выходящее там произошло? Даже не догадаетесь – террористы и мафия тут ни при чем. Просто на двери  принадлежащего этому предприятию здания… меняли замок. Дума и руководство SPK недоумевают: чьи интересы защищает полиция?

Как рассказали газете «СейЧас» исполнительный директор Думы Евгений Хлопок, руководитель (на время отстранения от должности Сергея Фридмана) Sadzīves pakalpojumu kombināts Эдгарс Великс и коммерческий директор данного предприятия Сергей Фридман, смена замка явно была лишь причиной, по которой полицейские вместе с сыном бывшего руководителя Sadzīves pakalpojumu kombināts Дмитрием Рыбниковым пытались попасть в помещения предприятия самоуправления, а уж там, на месте, найти повод для возбуждения еще одного-другого уголовного дельца. Искали они упорно, даже рисковали собственной жизнью, вскрывая голыми руками ячейки под напряжением в 10 тыс. вольт. Но, так ничего и не обнаружив, решили обвинить Великса и Фридмана в злонамеренном отказе от дачи показаний. Закончилось дело тем, что Великс и Фридман написали заявление на следователя Градковского, который, по их утверждению, вел себя крайне неэтично, использовал нецензурные выражения и препятствовал осуществлению их основных прав. А началась вся эта нелепая история противостояния Госполиции и Даугавпилсского самоуправления с уходом с должности руководителя муниципального предприятия Sadzīves pakalpojumu kombināts Ивана Рыбникова, который, покидая теплое место, решил обеспечить себя и свою семью постоянным источником дохода за счет горожан.

ЭТО КАК ПРОДАТЬ УЧАСТОК ТЕПЛОТРАССЫ

Вкратце напомним, что одной из основных статей дохода предприятия Sadzиves pakalpojumu kombināts является продажа электроэнергии для нужд двух десятков фирм, работающих на территории бизнес-парка на ул. Вишкю. Предприятие самоуправления получает электричество от Latvenergo, ставит наценку и, используя свои распределительные мощности, подает его соседним фирмам. Незадолго до ухода Ивана Рыбникова в отношениях Latvenergo и Sadzīves pakalpojumu kombināts появился посредник – принадлежащая родственнику Рыбникова фирма AD Hold. Часть этих самых электрораспределительных мощностей, принадлежащих Sadzīves pakalpojumu kombināts, была сдана в аренду, другая – продана по остаточной стоимости частной фирме, вопреки экономическим интересам муниципального SIA. Теперь прибыль от продажи электричества бизнес-парку должна была получать AD Hold, а в случае неуплаты могла просто отключить свет.

Чтобы нагляднее описать, что произошло с имуществом Sadzīves pakalpojumu kombināts, Сергей Фридман приводит такой пример: «Это то же самое, если бы, к примеру, Эдгарс Даугелис, уходя с должности руководителя предприятия, принял решение продать некой частной фирме участок теплосетей  по остаточной стоимости, которая, спустя 40 лет эксплуатации, конечно, является чисто символической. Однако все мы понимаем, что рыночная стоимость теплотрасс – миллионы, потому что положить такие же новые – дорогое удовольствие для самоуправления. И вот частная фирма поставила бы счетчики в начале и в конце купленной ими теплотрассы и стала бы взимать плату за теплоноситель, прошедший по этому участку. Абсурд? Именно так! Но, следуя логике Ивана Рыбникова, продавшего фирме AD Hold за 500 латов оборудование, аналог которого на рынке стоит пару миллионов латов, руководители муниципальных предприятий могли бы продавать частникам городской водопровод или, к примеру, трамвайные рельсы… Но ведь никто этого не делает! Поэтому, разумеется, мы признали договоры, заключенные с AD Hold неправомерными и не стали платить им за посредничество, в котором мы не нуждались».

НЕ ИСПОЛЬЗУЕТЕ – ЗНАЧИТ ПОВРЕДИЛИ

Весной, когда фирма AD Hold стала угрожать отключением электричества бизнес-парку, о чем в свое время подробно рассказывала газета «СейЧас», тогда еще глава Sadzīves pakalpojumu kombināts Сергей Фридман попытался проникнуть в помещения, в которых по договору аренды, заключенному Иваном Рыбниковым, хозяйничала AD Hold. Аргумент Фридмана – договор этот был заключен не в интересах Sadzīves pakalpojumu kombināts, а согласно записи в Земельной книге собственником помещений до сих пор является именно муниципальное предприятие.

Тогда AD Hold написало заявление на Фридмана, Дмитрий Рыбников с Виталием Градковским явились на осмотр центральной подстанции, Фридман их не пустил, за что его обвинили в самоуправстве и начали криминальный процесс. Однако 19 мая, как мы сообщали на прошлой неделе, прокурор подписал распоряжение о переквалификации этого дела из криминального в гражданское, снятии ареста с подстанции и оборудования, а также восстановлении Сергея Фридмана в должности. «Когда мы в прошлую пятницу упомянули данное распоряжение прокурора, инспектор Градковский заявил, что оно имеет для него лишь рекомендательный характер. Зато он предъявил нам распоряжение следственного судьи от 30 апреля о необходимости осмотра подстанции, в двери которой мы действительно заменили замок. Об этом документе нам ничего не было известно, то есть мы не могли использовать свое законное право опротестовать его в течение положенных законом 10 дней», – рассказывает обескураженный дерзостью инспектора полиции Сергей Фридман.

В итоге следователь и Рыбников-младший все-таки проникли в помещения, которые представители AD Hold все еще, видимо, считают своими. «Мы предупредили их об опасности и напряжении в 10 тыс. вольт, но их это не смутило, и они голыми руками вскрывали ячейки. Мы наблюдали за этим со стороны и надеялись, что их не ударит…» – вспоминает Эдгарс Великс. «Они просто проверяли, что работает, что нет. Потом заявили, что хотят списать показания счетчиков, но этого им никто не позволил, так как это – коммерческая тайна предприятия самоуправления и к делу о смене замков эти данные уж точно не относятся», – заметил Евгений Хлопок.

Как рассказал Сергей Фридман, чтобы не использовать спорный кабель, якобы принадлежащий AD Hold, для распределения электроэнергии Sadzīves pakalpojumu kombināts установил свой аналогичный. «А у инспектора полиции и Дмитрия Рыбникова была такая логика: раз мы «их» кабель не используем, значит мы его повредили. И тогда они стали искать подтверждения этих повреждений и уже намеревались «шить» нам очередное дело. Потом в какой-то момент они изъявили желание изъять «вещественные доказательства», коими они посчитали стационарное оборудование, вмонтированное в пол здания!» – вспоминает события прошлой пятницы Сергей Фридман.

РУКОВОДИТЕЛИ ПРОТИВ СЛЕДОВАТЕЛЯ

Пикантности этой ситуации придавало постоянное присутствие двух бойцов спецотряда в масках. Участники пятничных событий не исключают, что в автобусе с затемненными стеклами было еще несколько их товарищей. Зачем понадобились «маски-шоу» в деле о замене замков и обследовании бесхозного куска кабеля? На этот вопрос мы попросили ответить самого Виталия Градковского, который объяснил ситуацию так: «Господину Великсу было предъявлено распоряжение о произведении принудительного осмотра помещений. То есть с его согласия или без. Учитывая, что однажды он уже не впустил нас, я предположил, что может возникнуть необходимость осуществления принудительного проникновения в помещения подстанции. А эти бойцы уже имеют такой опыт, так что я, как следователь по данному делу, решил, что их присутствие может понадобиться».

Очередным неприятным воспоминанием для Сергея Фридмана и Эдгарса Великса еще долго будет общение с инспектором Виталием Градковским на следующий день после пятничных событий. «Нам было предложено подписать протокол, написанный только со слов Дмитрия Рыбникова. Мы хотели добавить свои комментарии и тогда подписать, в чем нам было отказано. Градковский поставил нам ультиматум: или мы подписываем протокол, или он заводит на нас дело по обвинению в отказе от дачи показаний. Конечно, мы так ничего и не подписали», – говорит Сергей Фридман. Зато они с коллегой Эдгарсом Великсом написали заявление на самого инспектора Градковского, который, по их мнению, вел себя крайне неэтично и непрофессионально. Виталий Градковский признал, что ему известно о заявлении, которое готовят Сергей Фридман и Эдгарс Великс по его душу, однако предпочел не делиться с корреспондентом «СейЧас» своими мыслями о возможных причинах появления такого документа.

Руководство Sadzīves pakalpojumu kombināts и Городской думы надеется, что это заявление, как и несколько встречных исков, написанных в адрес AD Hold и лично Ивана Рыбникова, будут рассмотрены местными правоохранительными органами так же стремительно, как рассматриваются иски, предъявленные от AD Hold.

Автор: Полина ОРЛОВА